В посмертно опубликованной поэме "Геро
и Леандр" Марло дал понять, что она —
продолжение поэмы Шекспира "Венера и
Адонис". Но эта поэма с именем Шекспира
вышла из печати после даты смерти Марло!

Альфред Барков

Уильям Шекспир и Кристофер Марло:
кто автор "Венеры и Адониса?"

К меню

Добрый день,

У меня вопрос по гипотезе Марло-Шекспир: как объяснить традиционную датировку трилогии о Генрихе VI (1590-1591)? "Генрих VI" опубликован в 1590 г. Марло еще жив, и писать под Шекспира не намерен.
Кто автор Генриха?

В. Потемкин

Иркутск, 22-24 января 2002 г.


Глубокоуважаемый господин Потемкин,
благодарен Вам за вопрос и уточнение.

1. Таким понятием, как "Генрих VI", шекспироведение не оперирует, поскольку речь идет о трилогии, разные части которой публиковались в разное время. Это — три полноразмерных пьесы по типу "Тамерлана" (который состоит из двух полноразмерных частей).

2. В 1590 — 1591 гг. не публиковалась ни одна из трех частей. История их публикации выглядит следующим образом.

1 Henry VI ("первая часть"): Впервые опубликована только в Фолио 1623 г. (текст зарегистрирован в 1592 году для постановки труппой The Lord Admiral's Men.)

2 Henry VI: 1594 и 1600 — оба раза анонимно, 1619 — уже "by William Shakespeare, Gent." Текст зарегистрирован в 1590 году для труппы графа Пембрука (! — работа Мэри Сидни: она вышла замуж за графа Пембрука в 1577 г. и стала постепенно заворачивать культурную жизнь Англии на Уилтон хаус). Вот текст титула самого первого печатного издания "Генриха VI":

The first part of the Contention betwixt the two famous
houses of York and Lancaster, with the death of the good
Duke Humphrey: And the banishment and Death of
the Duke of Suffolke, and the Tragicall End of the Proud
Cardinal of Winchester, with the notable Rebellion of Jack
Cade. And the Duke of Yorkes first claim unto the
Crowne, London, 1594.

Здесь вторая часть даже названа первой, хотя первая уже два года как была зарегистрирована для постановки. К меню

3 Henry VI: 1595 и 1600, оба раза — анонимно. Текст зарегистрирован в 1590/1 году для труппы графа Пембрука (!) (дата 1590/1 означает, что речь идет о периоде между 1 января и 25 марта 1591 года по современному летоисчислению). Текст титула:

The true Tragedie of Richard Duke of York, and the
death of the good King Henry the Sixth, with the whole
contention between the two houses of Lancaster and Yorke,
as it was sundrie times acted by the Right Honorable the
Earl of Pembrooke his servants. London, 1595.

Таким образом, первая публикация датируется не 1590-м, а 1594-м годом. Первая "не-анонимная" (с псевдонимом "Шекспир") — только в 1619 году. Возможно, недоразумение с датой 1590 возникло в связи с тем, что Ваш источник информации перепутал дату регистрации для постановки в театре с датами публикации кварто. Что совсем не одно и то же. Регистрация этих текстов тоже была анонимной.

Нетрудно видеть, что ни по порядку регистрации текстов, ни по обстоятельствам их анонимной публикации "Генрих VI" ничем не выделяется из ряда других драм, вошедших в шекспировский канон. НО!..

... В этой связи интересно отметить, что стрэтфордианцы избегают упоминать даты регистрации "Генриха VI", а марловианцы, наоборот, поднимают их на щит. Характерный ответ на Ваш вопрос, не так ли?.. А суть дела в том, что марловианцы усмотрели в текстах "Генриха VI" убедительные признаки в пользу авторства Марло; стрэтфордианцам нечего ответить, и поэтому они предпочитают обходить эту тему стороной.

В эти признаки я не вникал по своим, неукоснительно соблюдаемым правилам: до тех пор, пока не сделаю собственный вывод по своей методике, чужие выводы смотреть не имею права.

Возможно, для Вас может представлять интерес также то обстоятельство, что публикация пьес "шекспировского" канона вообще началась только в 1594 году: 2-я часть "Генриха VI" и "Тит Андроник"; все остальное — после этой даты. Вообще же, до 1598 года все его пьесы публиковались только анонимно — всего 6 изданий (6 наименований) + 2 издания "Укрощения строптивого" (1594, 1596), текст которого шекспироведам так не хочется числить за "Шекспиром". Позвольте напомнить также, что имя "Шейк-спир" (через дефис) появилось в печати только в 1593 году — через две недели после смерти Марло. Но это было не в связи с публикацией пьес. К меню

Последний Ваш вопрос: "Кто автор Генриха?" следовало бы отнести ко всем пьесам шекспировского канона. Хотя можно принять во внимание два момента:

1. Трилогия последовала вскоре за такой же по форме дилогией Кристофера Марло "Тамерлан". Похоже, что "Генрих VI" тоже замышлялся как дилогия — "первая часть" была дописана задним числом, уже после "второй" (которая при публикации была названа "первой") и "третьей". Принятый сегодня порядок нумерации был установлен только в Фолио 1623, когда публикация последней (по времени создания) части в качестве "первой" (по фабуле трилогии) потребовала пересмотра нумерации и остальных двух частей.

2. О том, что Марло при жизни называли "Таннером", я писал; о том, что местом его рождения считается Кентербери, общеизвестно. В 2 Henry VI (IV.2.23-4) (самая первая увидевшая свет пьеса шекспировского канона!) есть такие слова: "Best's son, the tanner of Wingham". Wingham был в пяти милях от Кентербери; Мэнвуд, покровительствовавший Марло, в 1563 году основал там школу. Она до сих пор существует и носит его имя. Диалог между Мэнвудом и землевладельцем из Wingham'а зафиксирован в "Истории школы Сэра Мэнвуда" (издана к 400-летию в 1963 г.).

Следует ли упоминать, что Шакспер из Стрэтфорда не имел никакого отношения к далекому графству Кент? Что в шекспировском каноне практически отсутствуют свидетельства, что Автор вообще имел отношение к родине "Барда" — графству Уорвик? Что единственным и ярким исключением является "Сон в летнюю ночь", где подробнейшим образом описана обстановка в принадлежавшем Дадли замке Кенилворт (4 мили от родового замка Уорвик, где весной 1964 года якобы рожала королева)? Это — близко от Стрэтфорда, причем описана обстановка, связанная с особым событием: 19-дневным пребыванием королевы в гостях у Дадли в июле 1575 года, что обошлось Дадли по 1000 фунтов в день (на современные деньги это примерно 3 миллиона долларов). Смущенные стрэтфордианцы пишут, что одиннадцатилетний Бард мог издалека наблюдать за фейерверками и проч. — но кто мог пустить деревенского подростка внутрь? А вот сын королевы и Дадли просто не мог там не быть — народу съехалось много. Был, в частности, и Сидни, только что возвратившийся из-за границы. Так что это исключение подтверждает само правило. К меню

Кстати, в "Сне в летнюю ночь", который был написан по заказу королевы, упоминается доктор Фауст, к тому времени с немецкого еще не переведенный и известный в Англии только благодаря драме Марло. Интересно, что в "Докторе Фаусте" обыгрывается эпизод из "Сна в летнюю ночь". Точно так же, как в "Венецианском купце" Шекспира дается ссылка на "Мальтийского еврея" Марло...

Хочется надеяться, что мой ответ удовлетворит Ваши потребности в фактах. Если Вы признаете его исчерпывающим, то просил бы Вас назвать источник информации, дающий 1590 год как дату первой публикации. Если он печатный, то можно ли попросить Вас привести цитату (выходные данные издания, стр. — обязательно)?

28 января 2002 г.

— См. статью А. Злобиной "ЗАКОН ПРАВДЫ" (антигилиловская, отстаивает традиционный взгляд на авторство Шекспира) в журнале "Новый Мир", N10, 1998, стр.196-212: "В трилогии "Генри VI" (1590 — 1592) персонажи заданны, статичны и однозначны, а стиль архаичен; присутствуют и явные композиционные проколы..."

В. Потемкин

— Вопрос "Генриха VI" А. Злобина подает корректно: здесь нет речи о публикации в печати.

Из той выдержки, что Вы прислали, видно, что со своей законной позиции стрэтфордианки она совершенно справедливо оппонирует более чем сомнительной гипотезе И.М. Гилилова об авторстве Роджера Мэнерса. Даже в этом небольшом объеме ей удалось убедительно показать, что 17-летний юнец просто не мог создать такие серьезные вещи, требующие значительного жизненного опыта. По этому поводу мне приходилось писать более резко, и до Гилилова, похоже, это дошло. Я писал, что в том ключе сентиментализма, с которым боролся Шекспир, Гилилов создал совершенно надуманный, нежизненный пасторальный образ супружеских отношений1.

Кстати, Злобина совершенно обоснованно опровергает версию рэтлендианцев и тем фактом, что "в 1593 году имя Шекспира появилось в печати". Однако, к сожалению для сторонников версии "Стрэтфордского Барда", эта публикация свидетельствует не в пользу авторства Шакспера. К меню

... Речь идет о кварто с поэмой "Венера и Адонис" — самом первом печатном издании с именем "Шекспир". Его текст исключен из Фолио, и если бы не единственный дошедший до нас экземпляр, то сейчас об этой поэме вообще никто бы ничего не знал. И стрэтфордианцам лучше бы о нем не вспоминать. Текст этой поэмы "Шекспира" попал к издателю 28 апреля 1593 года, за месяц до гибели Марло; первое упоминание (в частном дневнике) о приобретении печатного экземпляра датируется 12 июня того же года — через две недели после даты сомнительной гибели Марло. Но самое интересное то, что титульный листок с именем "Шекспир" был допечатан отдельно и зафальцован в уже готовую книгу. Это обнаружил Преподобный Джон Бэйкер (Rev. John Baker), автор солидных исследований по вопросу биографии Кристофера Марло и авторства "Шекспира".

Бэйкер установил, что "Венера и Адонис" — жесткая сатира в адрес похотливой знатной дамы, совратившей юного поэта вопреки его сопротивлению. Уже во вступлении содержится несомненное описание сцены орального секса. Едва ли можно не согласиться с выводом Бэйкера, что эта знатная дама —прославленная покровительница поэтов, мать братьев Герберт — тех самых, которым официально посвящено Фолио 1623 года. Да, это действительно сестра национального поэта Англии сэра Филипа Сидни, сама талантливая поэтесса —Мэри Сидни Герберт, графиня Пембрук. О которой так много пишет в своей книге И.М. Гилилов. И извращенную похоть которой описал самый первый биограф Шекспира Джон Обри (на основании данных, которые он получил от людей, лично знавших графиню).

Таким был поэтический дебют в печати Уильяма Джоновича "Шекспира"...

К меню

... Хотите знать, каким был "поэтический дебют в печати" Кристофера Джоновича Марло?..

... Он случился аж в 1598 году, когда через пять лет после его смерти была издана его поэма "Геро и Леандр". Это — первый случай, когда имя Марло вообще появилось в печати (даже при жизни он издавался анонимно) 2. И вот здесь-то, во вступлении, которое писал сам Марло, имеет место потрясающий биографический "прокол" — явно преднамеренная, хорошо продуманная и тонко поданная "утечка информации": он четко дал понять, что эта поэма является продолжением "Венеры и Адониса". Которая вышла под именем Шекспира, причем через две недели после даты "официальной" смерти самого Марло. Если бы Марло действительно погиб 30 мая 1593 года, то он просто не мог быть знаком с текстом поэмы "Шекспира"!

Вот какие биографические казусы случаются с теми, кто "не лежит в своей могиле". Кстати, Бэйкер показывает, что во всех без исключениях изданиях произведений Марло имеют место отсылки к другим его произведениям; это — его тактика.

Далее Злобина пишет:"Эта картина неплохо соотносится с первым (1592 года) печатным отзывом о Шекспире — памфлетом драматурга Роберта Грина, который, обращаясь к университетским собратьям, советует им сторониться актеров, этих "кукол, что говорят нашими словами", и особенно одного из них: "выскочку-ворону, украшенную нашим опереньем, кто "с сердцем тигра в шкуре лицедея" считает, что способен помпезно изрекать белый стих, как лучшие из вас, и... полагает себя единственным потрясателем сцены в стране" (фамилия не названа, но цитата из "Генри VI" и словосочетание "shake-scene" не оставляют сомнений — это Shake-speare)."

Злобина приводит этот факт в подтверждение того, что автором шекспировского канона является Уильям Шакспер из Стрэтфорда-на-Эйвоне. Однако существует не менее обоснованное мнение, что под "выскочкой-вороной" Грин имел в виду не Шакспера, а "потрясающего сцену" (shake scene) блестящего актера Эдварда Аллейна (Edward Alleyn), который прославился своим исполнением ролей в пьесах Марло.

9 февраля 2002 г. К меню



1. Эти материалы помещены на сайте Загадка личности "Шекспира": Кристофер Марло или Роджер Мэннерс, граф Рэтленд? (Возврат)

2. Удивительные совпадения: имя "Шекспир" дебютировало в печати в связи с изданием поэмы "Венера и Адонис"; дебют имени Марло состоялся в связи с публикацией "Геро и Леандр", содержащей указание, что она — продолжение поэмы "Шекспира".

Второе "совпадение" заключается в том, что, если не считать издания "Венеры и Адониса" в 1593 году, то оба имени — как "Шекспир", так и Марло — фактически появились в печати одновременно в 1598 году.

Представляется, что такая довольно тонкая игра датами, именами и контекстами преследовала цель — увязать в сознании общественности оба имени как единое, неразрывное понятие. (Возврат)

 

 

alfred@barkov.kiev.ua

Copyright © A. Barkov, 2002
Launched on July 28, 2002


Хостинг от uCoz